Франчайзинг. История и особенности. Отзывы купивших

Франчайзинг

Содержание

Решение о покупке франшизы может быть разумным выбором для предпринимателя. Вместо того, чтобы открывать бизнес с нуля, вы получаете кампанию с раскрученным брендом и маркетинговой стратегией, которые можно использовать как основу прибыльного дела. В этом заключается суть такой системы. Особенность бизнеса по франшизе кроется ещё и в том, что на нём можно прогореть, если купить предложение без понимания, что скрывается внутри.

С одной стороны, менеджеры по продажам преподносят франшизу как надежную инвестиционную возможность. В этом их работа, ничего не поделаешь. Ваша задача состоит в том, чтобы провести необходимые исследования и понять, что представляет собой кампания, каковы условия сотрудничества и только потом принять обоснованное решение, понимая всю сущность запускаемого проекта.

Заключение договора франшизы как надежный способ инвестиций

Сегодня мы подробнее остановимся на основах франшиз и определим, что нужно знать, чтобы инвестировать деньги с выгодой. Вы узнаете, как работает франшиза, чем они отличаются от независимого бизнеса и как найти модель франчайзинга, которая подойдёт именно вам.

Покупка франшизы требует серьезных затрат и с точки зрения времени, и денег: всё это ради того, чтобы быть твёрдо уверенным в проекте, не полагаясь на отзывы купивших и репутацию.

Как работает франшиза и какие бывают виды франчайзинга

Что же такое франчайзинг и как он работает? Предположим, вы хотите открыть кофейню в своём городе. Сделать это можно разными способами: разработать бизнес-план и план маркетинга, арендовать помещение и запустить свой собственный «Mr.Coffee».

Второй вариант — воспользоваться уже известным брендом «Coffee Like». В обмен на гонорар вы получаете право на использование торговой марки и открываете магазин с готовой бизнес моделью, которая работает в тысячах других магазинах по всему миру.

Как вы уже догадались, второй вариант — франшиза. Для вас «Coffee Like» — франчайзер, а вы — франчайзи.

Открытие франшизы на примере "Coffee Like"

Помимо уже названной компании, существует множество известных брендов, работающих по франшизе: Макдональдс, Subway, Comfort Inn и H&R Block. В Америке три четверти миллионов компаний работают по франшизе, обеспечивая рабочими местами 8 миллионов человек, зарабатывая 800 миллиардов прибыли по данным CNBC. У каждого проекта в зависимости от типа франшизы свои условия, но обычно соглашение подписывается на 10 лет, а вы платите взнос в размере от 5% прибыли каждый год.

Как и в обычном предприятии, для открытия нужен первоначальный капитал: на аренду, оборудование и инвентарь, поэтому общая стоимость старта, как правило, составляет от 10 до 200 тысяч долларов. Для некоторых компаний размер стартовых вливаний достигает нескольких миллионов.

Полезная информация! Франчайзер будет помогать вам в открытии точки (например, в поиске удачного места), даст все необходимые инструкции, маркетинговые планы, чтобы направить вас в нужную сторону. После того, как магазин откроется и примет первых покупателей, вы будете управлять делами самостоятельно. После уплаты взноса (роялти) франчайзеру, оставшаяся прибыль достаётся вам.

В некоторых вопросах вы будете свободны сами принимать управленческие решения, а в остальном руководствоваться предписаниями франчайзера. Все пункты детально прописываются в договоре франшизы, который подписывается перед стартом.

Преимущества франчайзинга

Запуск бизнеса по франшизе имеет явные преимущества перед запуском в одиночку:

  1. Узнаваемость бренда. Покупка франшизы даёт право выпускать (или продавать) продукцию под брендом, который знают покупатели во всём мире, и это огромное преимущество такого бизнеса. Обычно компаниям требуется долгое время, чтобы заработать себе репутацию на местном рынке, не говоря уже о национальном уровне. По франшизе вы получаете моментальный доступ к клиентской базе с первого дня. Люди сомневаются, стоит ли попробовать первый раз «Mr.Coffee», но зато точно знают, чего им ожидать от «Coffee Like» или другой известной марки.
  2. Преимущества размеров. Известно, что у крупных компаний покупательная способность гораздо выше, чем у малого бизнеса. Как владелец «Mr.Coffee», вы будете самостоятельно договариваться с партнёрами о поставке, и скорее всего условия будут не такими выгодными, как у «Coffee Like».
  3. Проверенная бизнес-модель. Когда вы приобретаете франшизу, вы покупаете сразу готовую систему, которая сработала у сотен и тысяч других владельцев франшиз. Конечно, ничего нельзя гарантировать на 100%, поэтому вам стоит осторожнее относиться к слишком смелым заявлениям, подобным тем, с каким выступила ассоциация малого бизнеса (The Small Business Association (SBA)). Исследователи заявили: «В малом бизнесе доля успешных предприятий такая же, как и у бизнеса по франшизе».
  4. Обучение и поддержка. Уровень поддержки отличается в зависимости от индивидуальных условий, но в любом случае вы можете рассчитывать на профессиональную подготовку, помощь с маркетингом и доступ к бизнес-плану. Часто владельцы франшиз дают рекомендации начинающим предпринимателям по ежедневным вопросам управления, постоянно оказывают поддержку и контролируют процессы и даже дают советы, как лучше раскладывать товар на полках. Это существенная помощь, в особенности, если вы новичок в бизнесе или открываете дело в новой для себя отрасли.
  5. Полный доступ к информации. При покупке франшизы вы получаете полный доступ к информации: что сколько будет стоить и как это будет работать.

Самостоятельный старт может стать для вас прыжком в неизвестность, а тщательно изучив представленную информацию, вы поймете все плюсы и минусы и избежите многих проблем.

Недостатки франшизы

Конечно, и здесь есть свои минусы. Кратко пробежимся по недостаткам, которые есть у франшиз.

  1. Отсутствие контроля. Вспомните обо всех ресторанах McDonald’s, в которых вы бывали за последние пару лет. Возможно, некоторые отличались своими характерными чертами, но в основном все они были однотипными: та же еда, меню, упаковка, реклама и те же коробки с игрушками. Такое единообразие — преимущество для покупателей, так как они точно знают, зачем идут и куда. Но вместе с тем это накладывает ограничения на франчайзи. В управлении они постоянно руководствуются строгими правилами.
  2. Репутация не зависит от вас. Контроля не хватает и здесь. Когда вы открываете «Mr.Coffee», вы и ваши сотрудники сами отвечаете за качество обслуживания и за собственную репутацию. С франшизой всё несколько иначе. Грубый кассир или холодный кофе у другого франчайзи оставляют пятно и на вашей репутации по независящим от вас причинам.
  3. Ограничение по времени. Договор франчайзинга обычно заключается на достаточно долгий срок, часто на 10 лет. Что же происходит после? Возможно, вы захотите продлить сотрудничество, но здесь никаких гарантий нет. Если вы нарушите условия договора, франчайзер может просто прекратить сотрудничество с вами. В то же время владелец независимого бизнеса может продолжать работать бесконечно, если с прибылью всё хорошо, а вот у франчайзи возможности ограничены.
  4. Награды не только вам. Когда вы работаете на себя, вы сталкиваетесь с трудностями, работать приходится много, но вы всегда знаете, что всё, что получите, будет только вашим. Каждый клиент, который остался доволен вашим кофе, останется с вами. Если дела идут хорошо, вы сможете открыть ещё один магазин, расширить ассортимент и кто знает, может быть, тогда наступит ваш звёздный час. «Microsoft» тоже когда-то начинался с маленького офиса на десять человек, а сейчас это многомиллиардная корпорация.
  5. При покупке франшизы, не все награды достаются только вам. У клиентов ваш замечательный кофе ассоциируется с таким же напитком у других франчайзи, а все лавры достаются владельцу сети. Вы работаете не сколько на свою репутацию, сколько на репутации других, и хотя вы можете хорошо зарабатывать и управлять сразу несколькими франшизами, вас в ряд ли ждет успех «Coffee Like». Не забывайте, что частью доходов вы тоже делитесь с франчайзером.

Стоит ли открывать бизнес по франчайзингу?

Так что же лучше: заниматься своим делом независимо от других или открыть магазин на основе франшизы?

Ответ полностью зависит от вас. Для некоторых людей франшиза — отличное решение, в то время как другие даже в малом предпочитают полагаться исключительно на себя. Следующий список вопросов поможет вам сделать выбор между двумя возможностями.

Можете ли вы играть по чужим правилам?

Парадокс заключается в том, что франшиза преподносится как путь достижения независимости, в то время как в таком бизнесе вы далеко не всегда сами себе начальник. На самом деле, у франчайзи свободы не так уж много. Вам диктуют, что продавать, как продавать и что делать. Если вам нужна поддержка и чёткие инструкции, франшиза — хороший вариант, который не подойдет тем, кто привык делать всё по-своему.

Есть ли у вас здесь возможность оставить свой отпечаток в истории?

Вы надеетесь придумать свой фирменный рецепт Big Mac и претендуете на лавры первооткрывателя? Тогда ведение такого бизнеса — явно не для вас. Если вы следуете правилам, любите порядок и чёткую структуру, тогда из вас получится хороший франчайзи. Новаторам лучше подойдет свой собственный бизнес и игра по своим правилам.

Хорошо ли у вас получается ладить с людьми?

Многие успешные франчайзи отвечают: «Да». Поскольку все бизнес-модели уже готовы и все организационные вопросы уже решены за вас, успех определяют ваши способности общаться. Франшиз много, вам придётся всё время иметь дело с клиентами, постоянно. Решите для себя, нравится ли вам это.

Навык общения с людьми, как основа доходности франчайзи

Какой опыт у меня уже есть?

Вы когда-нибудь имели дело с бизнесом в этой сфере? Когда-нибудь вы уже пробовали запускать свой проект? Какие ещё навыки и опыт вы можете добавить в список?

Если вы профессионал своего дела и чувствуете в себе достаточно уверенности, чтобы самостоятельно вести бизнес, запуск собственного проекта подойдет вам лучше. Вы сможете сами идти по своему пути, реализовывать свои идеи и вся прибыль достанется вам. Вам не нужно руководство франчайзера и помощь по упаковке кофе. Если у вас не самый большой опыт, поддержка франчайзера может быть как нельзя кстати.

Вместо того, чтобы придумывать всё с нуля, вы пользуетесь рекомендациями франчайзера и той продукцией, которую уже доставили специально для вас. Если же у вас нет опыта, вам стоит серьезно подумать, прежде чем вкладывать крупные суммы во франшизу или строить свой бизнес.

Как новый бизнес отразиться на моей жизни?

Запуск франшизы — серьезное решение, и если вы никогда не делали ничего подобного, новый образ жизни будет отличаться от привычного. Сможете ли вы уделять достаточно времени работе? Не приведет ли стремление к успеху к тому, что на семью сил останется слишком мало?

Спланируйте бюджет. Начального капитала для запуска бизнеса недостаточно. В процессе потребуются еще финансовые влияния, поэтому заранее рассчитайте свои силы.

Договор франчайзинга

Договор франчайзинга регулирует отношения между сторонами: владельцем сети и франчайзи. По соглашению вы наделяетесь правами на производство и продажу товаров под известным брендом.

Договор всегда заключается в письменном виде. Франчайзером может быть компания (юридическое лицо) или индивидуальный предприниматель.

В Российской федерации договор подлежит обязательной государственной регистрации в органе, где проходил эту процедуру владелец прав. Франчайзер обязуется провести эту процедуру, если соглашением не предусматривается другой вариант.

Важно! Правообладатель (франчайзер) передает в использование второй стороне свои права на использование опыта, образцы товара и материалов, коммерческую тайну, торговую марку.

Права и обязанности сторон

Франчайзер обязуется передать франчайзи все документы, для полноценного запуска бизнеса. Также он обязуется следить за качеством товаров (или услуг), которые предлагает франчайзи.

Пользователь должен использовать торговую марку по назначению, отдельные пункты и требования описываются отдельно. Франчайзи обязуется следовать правилам и инструкциям правообладателя.

Договор франчайзинга. Права и обязанности сторон

Особенности договора франчайзинга

Существенная черты соглашения заключаются в том, что коммерческая тайна остаётся открытой.

К частым ошибкам, которые упускают новички из вида, относятся следующие:

  • Из документа непонятно, как именно использовать товарный знак.
  • Не описывается, какими именно правами на его использование есть у франчайзи;
  • Неточно прописаны пункты о вознаграждении;
  • Обязанности франчайзи представлены недостаточно подробно;
  • То же самое относится к обязанностям владельца сети;
  • Не описаны условия выплаты штрафов и дополнительных платежей, или описаны недостаточно прозрачно;
  • Договор не прошёл регистрацию государственных органах (Роспатент).

Чтобы не повторять таких ошибок, необходимо внимательно изучать все условия и в случае возникновения вопросов, сразу разрешать их.

Топ франчайзинг-предложений

По данным Forbes, список самых динамично разивающихся франшиз 2018 года выглядит следующим образом:

  1. Helix (медицинские лаборатории)
  2. Слетать.ру (турагенство)
  3. IQ007 (школа развития интеллекта)
  4. Unibrait (производство покрытий с зеркальным блеском_
  5. Samura (продажа японских ножей)
  6. CDEK (курьерский сервис)
  7. Gross Haus (реализация товаров для офиса и школы)
  8. Tea Funny (чайный фастфуд)
  9. Миэль (агенство недвижимости)
  10. Едим Дома (кухонный магиин).

Сегодня мы изучили самые основы франчайзинга, узнали, как это работает, рассмотрели плюсы и минусы такого бизнеса. Следующий шаг — поиск подходящего варианта. В следующей статье — пошаговая инструкция, как найти самую лучшую франшизу для себя.

Ознакомиться с тем что такое франчайзинг и какие преимущества он несет, вы можете посмотрев видео:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.